в зеркалах поэзии и прозы
Музыка Бетховена - уникальное явление человеческой культуры.
Прежде всего, ее отличает необычная сила воздействия на слушателя. Мало кто способен бороться с магическим влиянием лунной сонаты.
Первые слушатели 5 симфонии были потрясены мощью этой музыки - некоторые вскакивали, рыдали; какой-то военный выкрикнул - это Император! Великий олимпиец Гете был ошеломлен стихийной силой воздействия 5 симфонии. Услышав ее, он в растерянности произнес - если это исполнять, ведь может рухнуть потолок.
Возмущение гипнотической силой музыки Бетховена высказал Толстой в Крейцеровой сонате.
Огненные первые части симфоний, увертюр, концертов превращают слушателя в листок, несущийся в громовой буре, он подобен ветке, которую увлекает ревущий поток Ниагарского водопада.
Медленные части произведений Бетховена заставляют человека погрузиться в себя и думать о самом важном - сам того не замечая, он становится подобием мыслителя Родена, все существо которого воплощает мучительную мысль.
Финалы Бетховенских произведений опьяняют как лучшее вино - это кипение радостной жизненной энергии.
О музыке говорить трудно - лучше других это могут делать поэты и писатели.
Лишь некоторые строки поэтов могут передать впечатление от музыки Бетховена; обратимся к лучшим из них:
Вот голос Ленау:
Я влюблен и очарован,
Я нездешней страстью скован.
Рвусь, без ненависти к битве,
Слыша скорбь твою, Бетховен!
Ленау принадлежат прекрасные строки, которые уместно вспомнить, слушая финал 3 концерта для фортепиано с оркестром:
Он лучи луны как струны
натянул в горах над бездной
и во тьме земли в кристаллы
превратил их ритм железный.
Одна из лучших страниц, когда либо написанных о музыке, это строки Томаса Манна из романа Доктор Фаустус, где автор старается словами воплотить звучание 9 симфонии - появление темы радости:
"Виолончели одни ведут тоскливо задумчивую тему, которая с философским прямодушием вопрошает о нелепице жизни, о смысле всей травли, гона, суеты и мучения человека человеком.
Мудро покачивая головами и соболезнуя, говорят они об этой загадке.
С глубоким вздохом вступают трубы…
Возникает прелестное сочетание звуков и возносится в волшебные выси, где царят скрипки и флейты, недолго реет там и в миг, когда достигает наивысшей пленительности, слово берет приглушенная медь…
Хорал неудержимо устремился вверх, мощно поддерживаемый звуком басовой трубы, и осиянный, достиг вершины, чтобы тотчас же, словно бы оглядываясь со сдержанным удовольствием на им сделанное, с честью допеть себя до конца".
Во время гитлеровской оккупации Франции, Ромен Роллан испытал, как и все французы, трагическое состояние.
В эти тяжкие часы он вспомнил мелодию Бетховена из медленной части 5 концерта:
- Бетховен здесь - не позади, а впереди нас.
Вот кто был моим товарищем в дни и ночи, когда по дорогам катилась волна отступления, а следом за ней, в солнечной пыли, несся гул вражеского нашествия.
В моей голове, утомленной грохотом моторизованной кавалерии, возникла прекрасная песня из концерта ми бемоль. Три дня и три ночи она пела, она жила во мне.
Она царила, чистая и ясная, над развалинами мира. Она светила погруженному в горячечный бред разуму, как глазок голубого неба среди туч.
Прекрасны строки русских поэтов о музыке Бетховена.
Заболоцкий в стихотворении «Бетховен» создал незабываемые образы:
В тот самый день, когда твои созвучья
преодолели тяжкий мир труда,
свет пересилил свет,
прошла сквозь тучу туча,
гром пересилил гром,
в звезду вошла звезда.
В рогах Быка опять запела,
пастушьей флейтой стала песнь орла,
и понял ты живую радость мира
и отделил добро его от зла.
-----------
Вот строки поэта Мандельштама, передающего впечатление от нотных страниц Бетховена и от его музыки:
- Когда сотни фонарщиков с лесенками мечутся по улицам, подвешивая бемоли к ржавым крюкам, укрепляя флюгера диезов - это, конечно, Бетховен.
- Но когда кавалерия восьмых и шестнадцатых рвется в атаку - это тоже Бетховен.
Вот строки Кедрова:
- Война Бетховенским пером чудовищные ноты пишет.
Прекрасна строка Межелайтиса:
- Оркестр Бетховена играет,
Гобои и кларнеты сердце ранят.
-------------
Огромное впечатление от музыки Бетховена побуждает разгадать образы этой удивительной музыки.
Бетховен скупо давал названия своим произведениям. Известно, что друзьям он говорил, какие образы связаны с определенной музыкой, есть произведения, созданные под впечатлением Ромео и Джульетты, Гамлета, но он не захотел как-то обозначить это и запретил это своим близким. Тем более значимы редкие словесные комментарии Бетховена к своей музыке - аппассионата, патетическая, героическая, ода к Радости.
Его знаменитые слова о 5 симфонии – «Так судьба стучится в дверь».
Яростные удары судьбы становятся лейтмотивом и основой всей первой части.
Драгоценными для нас становятся сведения о жизни Бетховена, проливающими свет на его неповторимую личность.
Вспомним, что нам известно о первых и последних днях жизни Бетховена. Первые в жизни впечатления обычно накладывают отпечаток на всю жизнь. Мы знаем, что мальчика Людвига ночью будил пьяный отец и заставлял играть для своих приятелей.
Он хотел сделать из ребенка нового Моцарта. Ночные экзамены унижали и вызывали гнев.
Суровое детство и юность Бетховена сложили его непростой характер - нищета, пьянство отца, вынуждали молодого музыканта помогать семье - братьям и матери, заменяя непутевого родителя.
Очевидцы вспоминают последние минуты в жизни Бетховена:
- Он умирал, в эти минуты над Веной разразилась гроза. Увидя вспышки молний в окне, Бетховен погрозил кулаком - кому была направлена эта угроза? Может быть, он вспомнил отца, или он выяснял отношения с небесным отцом, изувечившего его унизительной болезнью, или грозил жестокой судьбе?
( тема с вариациями)
Мы по иному будем слушать 1 сонату для фортепиано Бетховена, если вспомним, как молодой Бетховен пришел к Моцарту. Моцарт прохладно воспринял его как исполнителя чужих произведений и попросил сыграть свою музыку.
Бетховен исполнил 1 сонату - огненный финал сонаты нес неповторимые черты его личности и его музыки.
Моцарт сказал - этот парень заставит говорить о себе весь мир.
Перед нами воплощение Пушкинского сюжета Пушкинской жизни и его знаменитой строки о благословении учителя.
Продолжим этот сюжет в жизнях музыкантов.
--------------
- Через много лет к Бетховену пришел молодой Лист. Фантастическая техника игры Листа поразила Бетховена - он услышал, как старый музыкант бормотал - чертов парень!
Прошли годы и Франц Лист исполнил концерт никому неведомого молодого Музыканта. Лист благословил своим исполнением концерт ГРИГА.
-----
Чайковский тепло похвалил одно из первых произведений (цыганский танец) молодого студента француза, который преподавал летом детям его друга фон Мекк. Имя этого студента - Клод Дебюсси.
--------------------------
Прошли годы и Дебюсси приехал в Россию. Он обратил внимание на талантливого молодого музыканта - его звали Сергей Прокофьев.
-----------------
- Чтобы закончить этот благородный сюжет, когда мастер помогает молодому таланту своим признанием, вспомним о трагическом периоде в жизни Берлиоза - он пропадал в тисках нищеты и получил щедрую денежную помощь от великого Паганини, что позволило ему закончить сочинение и встать на ноги.
---------------
(ГОЛОС ГЛУХОГО МУЗЫКАНТА)
Когда мы слушаем музыку Бетховена, мы как бы слышим голос, речь; кажется, еще немного, и мы услышим слова. Слушая Бетховена можно вспомнить великих ораторов или библейских пророков.
Когда Мирабо произнес речь на своем процессе, то прожженый адвокат, которого обличал Мирабо, упал в обморок. Речь Камилла Демулена воспламенила людей и послужила сигналом для взятия Бастилии.
Можно назвать многие страницы Бетховена говорящими. В записных книжках Бетховена видно, что создавая музыку, он часто записывал слова, а потом превращал их в ноты.
Такая говорящая музыка обращается к нам во второй части восьмой сонаты Бетховена, где страдалец изживал беду в смирении и жалобе удивительной мелодии. Бетховен создал эту музыку после того, как его постигло главное несчастье его жизни: глухота.
В период 1786 года в жизни Бетховена произошел трагический перелом - он начал терять слух. Бетховена ждала карьера виртуоза пианиста и дирижера - исполнителя своей гениальной музыки.
Но ему не пришлось выступать, как Листу, объезжая мир.
Нарастание болезни привело к полной потере слуха. Сначала он скрывал болезнь от окружающих. Потом уже не смог это скрыть, ему пришлось пользоваться разговорными тетрадками, он мог только прочитать написанное собеседником.
Трагедия музыканта, лишенного слуха, униженного жестокой судьбой, выковала его характер – все, что написано Бетховеном, написано глухим Бетховеном.
Он не слышал звуков внешнего мира и был заживо замурован вместе со своей музыкой, живое звучание которой не мог услышать.
Если в начале заболевания Бетховен не слышал мелодии пастушеской свирели, то в дальнейшем он не мог слушать собственное исполнение на рояле - при исполнении в сильных местах звенели порванные струны, при тихой звучности многое было не слышно.
Разговор он вел громким голосом и (щемящая подробность) шарил руками около уха как бы желая отыскать потерянный слух.
Отчаявшийся Людвиг писал братьям в завещании, составленном в Гейлигенштадте, что едва не покончил с собой, но нашел спасение в своем искусстве.
Текст завещания позволяет понять настроение музыки, он как бы словесно озвучивает ее:
Моим братьям прочесть и исполнить после моей смерти.
О люди, считающие или называющие меня неприязненным, упрямым, мизантропом - как несправедливы вы ко мне!
Шесть лет, как я страдаю неизлечимой болезнью, у меня
недоставало духу сказать людям: говорите громче, кричите, ведь я глух. Мое несчастье для меня вдвойне мучительно потому, что мне приходится скрывать его.
Для меня нет отдыха в человеческом обществе, нет интимной беседы, нет взаимных излияний. Когда же я бываю в обществе, то меня кидает в жар от страха, что мое состояние обнаружится.
Какое, однако, унижение чувствовал я, когда кто-нибудь, находясь рядом со мной, издали слышал флейту, а я ничего не слышал, или он слышал пение пастуха, а я опять-таки ничего не слышал!
Такие случаи доводили меня до отчаяния; еще немного, и я покончил бы с собою. Меня удерживало только одно -искусство. Искусству моему я обязан тем, что не покончил жизнь самоубийством.
О, люди, если вы когда-нибудь это прочтете, то вспомните, что вы были ко мне несправедливы; несчастный же пусть утешится, видя собрата по несчастью, который, несмотря на все противодействие природы, сделал все, что было в его власти, чтобы стать в ряды достойных артистов и людей.
Прощайте и не забывайте меня совсем. Будьте же счастливы.
Людвиг Бетховен. Гейлигенштадт, 1801 год.
Бетховен не давал такого названия своей 14 сонате - он употребил слово фантазия. Автор названия - поэт Рельштаб, заметивший, что музыка сонаты создает у него образ лунной ночи на озере.
Трагическая история сонаты широко известна - несчастная любовь, обида, нанесенная Джульеттой Гвиччарди, отдавшей предпочтение салонному музыканту.
Имя ее навсегда сохранится в посвящении к сонате.
За 7 лет до создания Лунной, Бетховен заметил в письме - теперь я не люблю философа Клопштока - это все время идея смерти и до диез минор.
Так Бетховен воспринимал тональность, в которой будет создана 14 соната.
Много лет я изучал влияние сонаты на людей и убедился в ее поразительном влиянии.
Однажды меня попросили провести работу в приюте, где были молодые девушки - они бросили школу, еще не работали, сами по существу еще были детьми, но иногда уже имели детей, общались с криминалом и наркотиками. Приют старался спасти их.
Они были из неблагоприятных семей и не имели никакого представлении о музыке.
Меня поразило, что все эти неподготовленные слушатели с огромным наслаждением воспринимали Лунную сонату, были готовы слушать ее бесконечно долго и требовали ее повторения.
Я понял, что в первых звуках сонаты прячется гипнотическое воздействие.
Каждому аккорду вступления соответствуют две триоли - это аналогия двух ударов сердца на один вдох, два удара сердца (две триоли) на выдох. Соотношение 4 удара сердца на одно дыхание - это закон физиологии.
Это ритмика одного такта Лунной сонаты. Если частота дыхания в минуту будет 14 вдохов, это соответствует дыханию в состоянии транса. Первые звуки Лунной и вводят в транс слушателей.
Триоли несут аромат вальса. Тема 1 части Лунной близка предыдущей сонаты с похоронным вальсом - сочетание вальса и похоронного марша - второй трансовый ключ Лунной сонаты.
В дальнейшем, трагедия и вальс слились в грустном вальсе Сибелиуса, где мать танцует со смертью.
Сотням пациентам я играл Лунную и каждому по разному, в зависимости от его психологического состояния. Она вызывала удивительные образы и эффекты воздействия.
Редкие указания Бетховена на программу его музыки делают особо значимыми его слова о 23 сонате - Аппассионате. Бетховен говорил - хотите понять Аппассионату - читайте Бурю Шекспира.
Мы хотим понять Аппассионату и я стал внимательно читать Бурю Шекспира, пытаясь понять, что в этой пьесе было близким Бетховену. Герой Бури Шекспира - мудрец Просперо - великодушный волшебник с глубокими познаниями в белой магии, извлекающий из природы доброе и целебное. Он вызывает духов и пользуется волшебством музыки.
Он одинок, изгнанный братом из города, где был правителем, он живет на острове. Просперо вызывает бурю, но спасает людей брата, его свиту и сына. С помощью духа Ариэля, он пугает и очаровывает потерпевших кораблекрушение, потом он соединяет влюбленных, прощает виновных и прощается с миром.
Перед нами ДВОЙНИК Бетховена, одинокий благородный волшебник, он в ссоре с братьями и обращается к духам музыки.
Это самое музыкальное из произведений Шекспира - в нем игра звуков радостных и печальных, рев морских волн, завывание ветра, стон бури, шелест леса, шорох шагов человека в зарослях или по песчаному берегу, голоса природы и людей - в них гнев, обида и любовь.
Бетховену оказалась близкой музыкальность этой пьесы Шекспира, дорог образ одинокого волшебника Просперо, вызывающего духов музыки, с помощью которой он пытается повлиять на безумье людей.
Ни в коем случае не считая Аппассионату иллюстрацией к Буре Шекспира, мы должны выполнить просьбу Бетховена и получить представление о дорогих ему строках поэта, вдохновивших его музыку.
Сама стихия Бури близка душе Бетховена, и знаменитые пассажи Аппассионаты сжигают пространство, время и нашу душу.
Почитаем Бурю из-за плеча Бетховена.
Вот описание бури:
Казалось, что горящая смола
Потоками струится с небосвода,
На волны, достигавшие небес,
Сбивали пламя.
Дух Ариэль напал на королевский корабль:
Я сеял ужас, пламенем взвиваясь,
И от сверканья грохота и дыма
Затрепетал в пучине сам Нептун,
Его трезубец грозный задрожал
И в ужасе взметнулись к небу волны.
Вот неповторимые строки о конечности нашего мира - вряд ли Бетховен мог их не заметить:
Подобно призракам без плоти,
Когда-нибудь растают словно дым,
И тучами увенчанные горы,
И горделивые дворцы и храмы,
И даже весь - о да - весь шар земной.
-----------
Мы созданы из вещества того же, что наши сны, и сном окружена вся наша маленькая жизнь.
В Буре есть образ музыки необычайной красоты, которую человек слышит во сне и плачет, боясь проснуться. Эти строки могли быть программой для второй части Аппассионаты.
Эта завораживающая кружевная музыка, как цветок, между двумя пропастями бурными и неистовыми, 1 и 3 частями первой и финальной части сонаты.
Вспомним, что вторую часть Аппассионаты исполняли как хоровое произведение. Цельтер - композитор из окружения Гете - он назвал это хор «Сон».
Ремарка Шекспира: (звучит странная и торжественная музыка)
Откуда эта музыка - с небес или с земли?
Ко мне подкрались сладостные звуки,
Умерив ярость волн и скорбь мою,
Я следую за музыкой, вернее,
она меня влечет.
…..
Остров полон звуков
И шелеста и шепота и пенья,
Бывает словно сотня инструментов
Звенят в моих ушах, а то бывает,
Что голоса я слышу пробуждаясь,
И засыпаю вновь под это пенье.
И золотые облака мне снятся,
И льется дождь сокровищ на меня,
И плачу я о том, что я проснулся.
----------
Вряд ли Бетховен мог не обратить внимание на поразительные строки Шекспира, созвучные его заветным мыслям о могуществе музыки.
Торжественная музыка врачует,
Рассудок отуманенный безумьем,
Она кипящий мозг твой исцелит…
…
Хочу лишь музыку небес призвать,
Чтоб исцелить безумцев бедных.
Хотите понять Аппассионату - читайте БУРЮ Шекспира
В моей практике музыкотерапевта был поразительный эпизод. Девочка-экстрасенс слушала музыку с закрытыми глазами и рассказывала об увиденных образах.
Я сыграл ей медленную часть Аппассионаты. Она увидела пожилого человека, который собирался сделать что-то очень важное. Перед ним были рукописи и книги. Возможно, она прочитала образ Бетховена и Просперо из моего подсознания.
Бетховен был обязательным человеком. Он обязался исполнить осенью 1827 года на концерте три новых произведения:
- Увертюру памяти Баха
- Реквием
- 10 симфонию.
В письмах Бетховена указано, что он НАПИСАЛ 10 симфонию.
Более того, есть человек, который слышал ее - это был КАРЛ ЧЕРНИ.
История музыки знает музыкантов с удивительным слухом - молодой Моцарт запомнил и со слуха записал мессу, исполненную в покоях папы Римского, ноты которой было запрещено передавать.
Подобным слухом обладал и Сергей Рахманинов.
Они могли бы донести до нас новую симфонию.
К сожалению, Карл Черни таким слухом не обладал и остался первым и последним слушателем 10 симфонии Бетховена.
Симфония не найдена, мы ее никогда не услышим.
Однако можно предположить характер этой музыки и образы ее породившие:
Бетховен был одинок, но у него были великие собеседники - он общался с великими поэтами. Его любимцы - Шекспир, Гете, Шиллер - им он отдал должное в своем творчестве. Стихи Шиллера «Ода к радости». Он 17 лет готовился написать музыку на «Оду к радости» Шиллера.
Еще один любимец Бетховена - Гомер.
В 10 симфонии Бетховен и собирался отразить нежно любимые образы Одиссеи Гомера.
Поэт Ленау именно это имел в виду, когда сказал:
Видишь, Зевс летит на туче,
Кровь стереть с лица Христова.
Второе соображение общего порядка.
Все нечетные симфонии Бетховена бурные и страстные - среди них энергетические бурные 3,5,7,9 симфонии.
Иное дело четные симфонии:
Это пейзаж после битвы, отдых после бури, пасторальная после 5 симфонии.
10 симфония после грандиозной 9 симфонии с трагедией 1 части заставляет вспомнить жестокие слова Достоевского в романе «Братья Карамазовы»:
- Земля пропитана кровью от коры до центра.
И строки поэта Кедрова:
- Война бетховенским пером чудовищные ноты пишет…
2 часть - это скерцо, где хаос человеческой жизни подобен мчащимся под ветром осенним листьям.
3 часть - глубокое созерцание в 4 части после трагического боя, музыка Бетховена приходит к голосу, как в его записных книжках.
Много лет я размышлял о судьбе 10 симфонии Бетховена. Однажды мне приснился сон, где я увидел ученика Бетховена, Фердинанда Риса - именно он исполнил концерты Бетховена.
Фердинанд невольно нанес рану своему учителю Бетховену, когда обратил внимание на звучание флейты пастуха, а Бетховен не услышал его. Этот эпизод был первым знаком наступающей глухоты и вызвал отчаяние Бетховена, он отразился в Гейлингенштадском завещании Бетховена.
Фердинанд Рис вспоминал, как Бетховен мчался по сельской дороге, в восторге размахивая руками, и выкрикивая что-то (он создавал пасторальную симфонию). Вслед за странным человеком устремлялись крестьяне с вилами. Фердинанд Рис запомнил удивительную вещь - в те дни, когда Бетховен писал 5 симфонию, набрасывал 6 симфонию, он однажды вернулся с прогулки и что-то насвистывал - это была Аппассионата. В моем сне Рис был на концерте, где впервые исполняли 9 симфонию.
Бетховен ничего не слышал, хотя пытался дирижировать - пришлось музыканту встать за его спиной и руководить оркестром. Музыка потрясла Риса, он ослеп от слез.
Бетховена приветствовали 9 раз как императора, но он ничего не услышал - певице Каролине Унгер пришлось повернуть его лицом к публике, и только тогда он увидел, что происходит в зале.
В моем сне Фердинанд пришел в квартиру Бетховена после его смерти. Квартира была раскрыта, валялись бумаги и ноты. Каждый желающий мог взять что хотел. Фердинанд взял на память пачку нот Бетховена - это и были наброски 10 симфонии.
Феномен Скрябина
Композитор Скрябин полагал, что существует связь между аккордами тональностей и цветами спектра.
Он обладал цветным слухом и ощущал цветовую окраску тональных аккордов.
Интуитивный выбор цвета и тональных аккордов, проведенный у 800 человек (пациентов и слушателей), позволил обнаружить феномен цветотонального восприятия.
Интуитивному предпочтению определенного цвета соответствует интуитивный выбор определенного тонального аккорда.
Очевидно, и цвет и аккорд имеют общую эмоциональную окраску, близкую человеку, их выбравшему.
Изучение интуитивного выбора цвета и тональности послужило основанием системы интуитивного цветомузыкального восприятия. Ее основой стала идея ЛЮШЕРА об эмоциональном содержании цветовыбора, идея СКРЯБИНА о связи цвета и тональности, и прежде всего, выбор тональностей в мелодических шедеврах Бетховена.
Люшер полагал, что выбор желтого цвета соответствует эмоциям радости. Скрябин считал, что желтый цвет соответствует тональности ре мажор. Бетховен воплотил мелодию финала 9 симфонии на «Оду к радости» Шиллера в тональности ре мажор. Люди, интуитивно выбравшие желтый цвет, отдают предпочтение тональности ре мажор, подобно Бетховену и Скрябину. Каждому цвету Люшера соответствовали три тональности.
Люди, отобравшие по Люшеру красный цвет, предпочитают тональность выбранную Бетховеном для Героической симфонии. Выбравшие зеленый цвет – тональность, взятую Бетховеном для Пасторальной симфонии.
Тональность трагических сонат Бетховена выбрали лица, поставившие в пробе Люшера первым черный цвет.
Аналогично 8 цветам Люшера, мы стали пользоваться набором 8 тональных аккордов, каждый из которых соответствовал одному цвету Люшера. Выбор аккорда позволял предсказать, какие цвета выберет слушатель по Люшеру, иногда этот цвет преобладал в одежде слушателя.
Мелодии выбранной пациентом тональности, воспринимались им как желанные, максимально близкие состоянию пациента, оказывая мощное психотерапевтическое действие. Слушатель интуитивно сам находил себе духовное лекарство.
Подсознание интуитивно работает по законам музыки.
Интуитивный выбор тональности - ключ к психологическому уровню, на котором в данный момент живет подсознание. Ключевая мелодия, отобранная многими слушателями, оказывается звучащим образом, воплощающим установку подсознания, звуковым воплощением архетипов Юнга.
Бетховен.В одно время был мой любимый.Особенно ценю : 3й(c-moll)концерт,
сонату№17(d-moll)..Сейчас Шопен,Моцарт(особенно в исполнении Роберта Левина). Красивый контекст даётся на музыку "лунной сонаты"(1ч)+ ещё мистическое совпадение с №14..Однако,по факту,скажу,что 1ч.меня (уже)не "цепляет",и другое дело 3я ч. "..Идея смерти и до диез минор.."- У Шопена есть ноктюрн(тоже cis-moll и мой любимый)из посмертного опуса.Это гораздо более тонкий срез,что касается ощущения присутствия смерти.Именно поэтому,
как ни старался,не смог найти в инете(даже,среди маститых исполнителей)
удовлетворяющего меня исполнения этого произведения - часто слышатся"
предательские"нотки самолюбования перед публикой,что,в данном случае,вообще не допустимо.Цвет и звук,несомненно взаимосвязаны + хорошо слышно,как меняется характер произведения,если поменять его тональность.В этом отношении надо учитывать,что камертон(ля)изменялся от столетия к столетию и "ре-мажор"Бетховена отличается от "ре-мажор"Скрябина на пол-тона.В 1м случае он составлял 420 гц,во во 2м - 435 гц. Жёлтый же цвет по умолчанию соотносится с чакрой "манипура",кот.отвечает,как раз,за эмоции.Это,конечно,субъективно,но - кто бы не пытался описать музыку,- это только её слабый отсвет,а,потому,занятие безсмысленное.
Спасибо, ничего лучше не читала, полное восприятие и перепроживание любимых произведений, благодаря волшебному слогу. Спасибо - будет мало, от всего сердца благодарю.
Благодарю за статью. Благословен Владимир Моисеевич, что делится прекрасным с нами. Здоровья и счастья.
Спасибо, Иван Иванович.
Браво, Маэстро!
Ваши статьи о Бетховене воспринимаются намного лучше, чем материалы из других источников. Признаюсь: открыл для себя много нового, чего не знал и о чем не ведал. С нетерпением жду Ваши новые статьи о музыке и композиторах.
Уважаемый Иван Иванович! Вам отдельная благодарность за размещение такого произведения.
Все это интересно. Нужно. Полезно. Мне жаль, что не училась музыке. Утерян целый пласт.
Спасибо
Уважаемый Иван Иванович! Спасибо Вам большое, что помещаете такие статьи о музыке и композиторах. Очень познавательно и интересно. Здоровья и долголетия Владимиру Моисеевичу. Его рассказы - это открытие чего то нового.
Огромное спасибо. Пойду послушаю теперь по новому.
Спасибо, узнала много интересного и еще раз послушала любимого композитора
Спасибо вам! Я не училась музыке, да и жизнь белки в колесе как-то не способствует целенаправленному развитию. Но такая чудесная статья! Настолько эмоциональный текст - как сама музыка, о которой он повествует! После этой статьи скачала все упомянутые произведения - и слушаю, слушаю...
С информацией знакома, но какая подача! Какие сочетания и переходы! Чудо как хорошо! Благодарю.
Отправить комментарий