Я не хотел писать о грустном, но придется.
Работал я как музыкотерапевт в институте гриппа. В 1998 году наш отдел полностью ушел из института после ссоры с директором.
Первый год после ухода из института мы перемогались в больнице Боткина. Наш главврач, с которой мы вместе ушли из нашего института, отдала свое пианино в больницу, чтобы я мог помогать больным.
Понимая, что вряд ли кому разрешат играть таким тяжелым пациентам, я старался не терять времени и научиться помогать людям музыкой.
Наконец, мы оказались на новом месте – это был центр СПИД.
На 4 этаже в зале был рояль. Опять целыми днями я играл пациентам, работал даже в выходные дни, постепенно обучаясь новому ремеслу.
Рояль был ко мне добр – он держал строй и за все годы не потерял его.
Наступили новые времена . Наш главный врач умерла.
После ремонта исчез барельеф с ее именем. Новое руководство плохо понимало нужность моей работы .Мне сказали, что нужен ЛОР или УРОЛОГ, а музыкотерапия - это роскошь, и это, наверное, горьковатая правда.
В 2011 году я совершил оплошность - засветился тем, что ко мне пришло телевидение, и это возмутило руководство.
Это было тяжелое для меня время – впереди у меня была операция на сердце.
Перед операцией я получил приказ – в зал не ходить, пациентов в этот зал не водить, так как бухгалтерия не хочет слышать никаких звуков. Не скажу что это очень меня взбодрило. Когда я вижу главного бухгалтера, которая все это мне радостно сообщила, я почему не разглядываю ее с симпатией.
Радостная улыбка не посещает меня. Нет, не посещает.
Пришла беда и к моему родному роялю.
Мой начальник ненавидел музыку и все, что с ней связано. Его возмущала нелепость музыкотерапии и, возможно, во многом он был прав. При первой нашей встрече он сразу поставил мне диагноз
– По моему, Вы маньяк,- сказал начальник-нарколог-психиатр.
- А Вы, по-моему, садист, - четко отреагировал я.
К сожалению, мы оба оказались правы. Как еще назвать человека, который в наше время пытается помогать музыкой.
В одной палате пациентка, пообщавшись с моим шефом, спросила:
– А почему Ваш врач сказал мне, что я умру в этом году?
Погасив свое ошеломление, я объяснил ей:
– Он Вас дразнит и пугает, чтобы Вы со злости быстрее поправились.
Шеф постоянно поражался моему скудоумию, распаду моей личности, поражению моей памяти и советовал принимать таблетки от эпилепсии.
Пытаясь наладить отношения с властью, я дал ему посмотреть очень популярный на Западе сериал «Офис», где начальник без конца острил. К сожалению, я не прочитал, что было написано на диске. Там было написано – «фильм для тех, у кого начальник – идиот».
Это почему-то не способствовало потеплению наших отношений.
Он сообщил мне легенду, что кто-то посмотрел рояль и решил, что он никуда не годится. Легенда развилась в действо.
Мой рояль забрали и выкинули из клиники. Прощай, мой добрый друг...
Начальница сообщила мне, что пианино никуда не годное и никуда не годится.
На мое замечание: «Я только что прекрасно играл на нем Шопена», начальство ответило: «Ну и что».
Ясно, что начальство, специалист по инфекциям, в силу своей властной прозорливости лучше знает про свойства пианино, чем старый музыкант, который на нем работает. Тем более, что я только что был сокращен на полставки. Я не стал спорить и смолк.
Мое ошельмованное прекрасное преданное пианино унесли зимой в какой-то склад.
Туда же последовал синтезатор, приобретенный для моей работы музыкотерапевта.
Прощай, мой дорогой друг. Я тебя предал.
Теперь мое терпеливое пианино терпит холод и молчание.
Оно, как железный дровосек, ждет своей участи.
А, может, его просто хотят распилить, как это модно в нашей стране. Тогда оно будет где-то жить и работать или просто красоваться.
Синтезатор, как биоробот, наверное, более крепкий парень.
Подведем итоги.
У меня нет помещения, где я мог бы заниматься музыкотерапией. Нет пианино и ситезатора.
Дома у меня есть свой синтезатор, когда-то я его приносил на работу и приходил с ним в палаты. Ведь я упрямый – но мне после операции его поднимать нельзя.
Это был полный разгром – хорош музыкотерапевт.
Без пианино, без синтезатора и без помещения для проведения сеансов. Я, недавно, перенесший операцию на сердце, мог дать прощальный всплеск гнева и оставить этот недобрый мир.
Однако, все не так однозначно. Шеф мой зелено желтый человек – как он один раз проговорился. Это безнадежные реалисты. Красно-синие фантазеры для них мечтатели, интуиты, да просто безумные люд. Шеф ненавидел это сочетание.
Когда потолок в одном отделении покрасили в слегка фиолетовый цвет, он сравнил оттенок с панталонами в борделе.
Надо отдать должное, шеф знает необыкновенно много и имеет всегда свой взгляд.
Стихи Блока он высмеял и сказал:
- Ночь.Улица. Фонарь. Аптека. Что ему надо в аптеке ночью? Это значит, что Блок ночью идет в аптеку за наркотиком.
Подобные обвинения Блоку имели место. Люди серебряного века часто баловались кокаином.
Я выгораживая бедного Сашу Блока, сказал:
- Но есть же у него хорошие стихи, например, «девушка пела в церковном хоре».
- В церкви надо не на баб смотреть, а на батюшку и молиться. - сказал он с римской суровостью, как Хрущёв на доводы поэта Вознесенского. Хрущев часто кричал на интеллигенцию «ПИДЕРАСЫ». Шеф рассказал мне:
- Стихи Есенина «белая береза под моим окном» созданы в психиатрической клинике после излечения от тяжелого запоя и написаны были на стене клиники у окна.
Мы повторяли вечный сюжет встречи разных типов людей, отраженный другим Александром.
- Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень.
А это очень полезно. Надо знать иные точки зрения, тем более меня ошеломили его парадоксальные оценки картин.
В изображениях он видел сексуальные символы, подобно папе Фрейду. Любая картина оценивалась по Фрейду. «В ней прятались половые органы». Я называю этот подход «фрейдовская интоксикация».
Но человек имеет право видеть и воспринимать мир, так ,как он его видит.
Разглядывая картину Моне «Камилла в саду», он увидел и раскрыл сексуальную жизнь Моне и Камиллы и диагносцировал:
- Клод Моне больше ее не хочет.
Такой же шок был у первых слушателей Фрейда.
Оригинальный ироничный циничный взгляд освежает восприятие. Полезно узнать другой тип восприятия и увидеть человека, не любящего музыку. Он имеет на это право.
Один раз мы пришли к идиотскому консенсунсу. Он пришел радостный и заревел:
– Что Вы играете дебилам? Им надо слушать «Мурку».
Я воспламенился и вспомнил, что нашел мелодию «Мурки» в 6-й симфонии Чайковского. Там рыдающая тема вопила:
– Ты зашухарила всю нашу малину…
Наверное, это была хорошая городская песня, и Петр Ильич ее использовал, а потом ее прихватили уркаганы.
я стал играть «Мурку» и мы так завелись, что услышали стук в дверь. Пришел какой-то грустный наркоман и попросил тише играть,так как его сосед Ввасилий совсем окосел.
Работая с этим рассказом, я понял - надо быть мудрым и читать знаки. Мне после операции было и не потянуть целую ставку.
Сверху решили - хватит ему пытаться быть ангелом, играющим на кимвалах.
Не надо ему, ослабевшему, прямого включения в мир умирающих. Пусть поработает отстраненно, лично не играя, как это будут делать его ученики.
Теперь я не врач, а музыкант. Вот в чем освобождение от этой якобы грустной ситуации.
…
Мы, арттерапевты, люди крепкие. Опыт преодоления требовал продержаться и делать свое нужное дело.
Гвардия не сдается. Дорогу, дорогу гасконцам, мы дети родной стороны, и нашим знаменам баронским, и нашим мечам мы верны.
Я вхожу в палаты, и со мной мелкий дружественный зверь - магнитофон.
При нем замечательные диски, в частности, вертикальный диск , где лучшие действенные мелодии идут потоками - от минора к мажору и от медленных к энергичным.
Мелодии диска выбирались в тысячах сеансов и реально помогли многи и многим людям.
Он спасет кого угодно от чего угодно. В нем весь мой опыт за 25 лет.
Второй диск «Блаженство» я называю горизонтальным.
Здесь только медленные идеальные мелодии, создающие релакс и благородную гармонизацию.
Даже если меня нет – мой магнитофон и диски помогают пациентам. Они помогли и мне справиться с тяжелой для меня ситуацией.
…Женщина перенесла смерть мужа.
Я уходил на новогодние каникулы и оставил ей магнитофон и 10 дисков с просьбой слушать их с закрытыми глазами и выбирать лучшее.
Через две недели я увидел женшину, которая справилась со стрессом, так как постоянно слушала мои диски, не переставая.
Она помогала и своим соседям . Она потребовала подарить ей диски «Блаженство», «Утешение», «Наслаждение», «Гитара» и «Путь к радости». Они работают и помогают людям .
Как говорил Остап Бендер: «Заседание продолжается, господа присяжные заседатели».
Все остальные рояли и встречи с ними - это попытка снять проблемы.
Одни двери закрываются, чтобы открылись другие. Дорогу осилит идущий, драгоценные читатели. Одного я не понимаю – как читать эти рассказы - сначала грустный, а потом веселые, или наоборот, или читать чередуя.
Браво, Маэстро Элькин! Благодарствую, уважаемый Иван Иванович. Всегда жду Ваших новых рассказов. (Интересно, как сложится судьба у нового начальника. Если и полетит с должности, то таким жалким будет...) Так держать и в таком же стиле.
Хороший текст! Здоровья и сил, Владимир Моисеевич!
Легкая грусть, мудрость и юмор, смирение. Замечательное сочетание. Спасибо!!!
Спасибо Вам, Владимир Моисеевич!
Браво, браво!!!! Присоединяюсь ко всему сказанному выше, Владимир Моисеевич мы за ВАС, и за всё, что Вы делаете!!!!!
Чувствуется интеллигент - ещё тот, дореволюционный. Так красиво( хотя меланхолично) - у меня только одна подруга может так изъясняться (дочь отца-ученого и матери-доктора), больше никто, включая и меня, а жаль... Есть свое очарование в таких строках, читать приятно...
Отправить комментарий