Я решил вспомнить лучшие образы симпозиумов и встреч с арттерапевтами.
Мы в огромном зале дворца молодежи. Нас, арттерапевтов-участников встречи, около сотни человек и мы расстаемся. На полу лежит футляр от скрипки. Нам поручено на листке бумаги написать слово, которое выражает наше состояние. Я не помню, что тогда написал, наверно, что-то хорошее – «блаженство» или «восторг». Бумагу надо свернуть и под звуки скрипки танцующим шагом подойти к футляру, и положить в него свою бумажку.
Когда все участники это проделали, озвучили новое задание - подойти к этому футляру и взять на память одну бумажку. У меня тут же возникла нелепая мысль - а если кто-то выберет свое собственное послание? На это мало шансов, но значит, этот мир искусства его не принял. Как только я это подумал, моя соседка перекосилась от огорчения – она вытащила свою собственную бумагу. Я тут же отнял ее бумажку и заменил своей, сам я тут же исчез из поля ее зрения.
На другой встрече незабываемое прощание проходило иначе – мы, все двести человек, стояли кругом. По кругу передвигались два стаканчика - один был с водой, другой пустой. Каждый из нас получал пустой стаканчик, а сосед переливал в него воду из своего полного стакана. Наконец и я перелил воду в стаканчик следующему. Так эти два стакана передвигались по кругу. Вода журчала, все вспоминали прошедшее. Мы, замерев, слушали журчание воды. Звучали магические слова - я слушал и я говорил; я получал, и давал; я был ранен и я наносил рану; я был исцелен и я был счастлив.
На одной из встреч все молча двигались по линиям, лежащим на земле – это было изображение лабиринта. Ты шел медленно, думая о своем, а рядом, вперед и назад, шли люди, думающие о своем, как и в жизни. Дойдя до середины лабиринта, человек замирал, как будто он достиг чего-то важного, а может и просто завершив цикл жизни. Все кругом тоже останавливались.
Одна девочка замерла минут на десять, и все терпеливо ждали.
Потом человек выходил из центра и двигался к выходу. При этом не звучало ни одного слова.
Однажды режиссер из Италии на такой встрече арттерапевтов разбила нас на пары – один двигался, закрыв глаза, другой его вел. Мы ставили ладони вперед и чувствовали, что впереди стена, человек или окно.
Потом она создала круг-арену. Группа людей села в этот круг. Все они были с закрытыми глазами. Они стали общаться. Одна девочка нашла руку мальчика, ощутила его торс и замерла в удовольствии. Бедняга не знала правды - в другой руке у него у него оказалась другая женщина, тоже очень довольная общением. Активно-эротическая американка стала лапать своего тихого соседа, а тот закрылся от нее позе эмбриона. Все было как в жизни.
Когда все закончилось, участники действия открыли глаза и сидели, мерцая зрачками, и слушая, как три назначенных человека, видевших все, что происходило, рассказывали, что произошло и как они это поняли.
Один был похож на Фрейда. Он что-то объяснял, другой морализировал, третий, как доктор Чехов, тоже что-то рассказал.
Они все изобразили жизнь человечества и попытки его духовной говорящей элиты объяснить ее. Они, как и в жизни, врали и говорили правду.
Сильное впечатление произвел театр, созданный даунами – женщина-фанатик возила их и показывала постановку в их исполнении… Они были похожи на какие-то существа - и не люди и не звери. От них исходило мощное обаяние.
Скажи спасибо читатель, я тебя привел в интересное место.
Тему встреча с интересными людьми продолжит стихотворение Минаева:
Когда хирея день от дня,
Я ездил на Кавказ,
Там встретил Лермонтов меня
Обрызгал грязью раз.
Раневская во сне часто общалась с Пушкиным, в ее сне он ей сказал:
- Как ты мне надоела, старая …
Дальше идет непонятное мне слово с точками, вроде бы на букву б.
Поэт-правдоруб Иртеньев осветил встречу с Толстым:
Встретил я как-то Толстого за плугом,
оба отделались легким испугом.
Однажды я увидел бегущего по Невскому Юрского, в крылатке и в гриме Пушкина. Все светло ему улыбались, и я сделал то же самое.
Сам Я во сне говорил с Мравинским и Растроповичем. Растропович смущенно улыбался, а Мравинский меня очень ругал, я не помню, за что, ДА И НЕ ВАШЕ ЭТО ДЕЛО.
ЛЕСТНИЧНОЕ ОСТРОУМИЕ
Могу назвать интересных людей, которых я видел – это Бехтерева, Гранин, Хейфиц, Козинцев, Михайловский, Балабанов. Артист Бехтерев-Белинский - не Виссарион, а режиссер театра муз комедии. Он подарил много книг моей жене Инне, которая его много лет лечила.
Когда я говорил с ним и поставил ему цветовой тест, который кое-что рассказал о нем, он остро посмотрел на меня и сказал:
- А вы сами в это верите?
Тогда я был начинающий и робел, а сейчас скажу – верю ли я - это не имеет значения. Ответы Люшера, к сожалению, ВСЕГДА возмутительно верны – это я точно знаю.
То, что я сейчас сделал, мой отец называл ЛЕСТНИЧНОЕ ОСТРОУМИЕ - это когда человек сразу не догадался, что ответить, а потом, на лестнице, придумывает хороший ответ. Я считаю, что все равно надо пытаться отвечать на такой вопрос.
Опыт - это врач, пришедший после болезни, как сказала мудрая женщина, королева Франции.
Анна Андреевна
Жизнь свела меня с замечательным человеком – это живой голос Петербурга - Наталья Савощик – она предложила мне интересное дело.
Она создала композицию на стихи Ахматовой и Гумилева. Я должен был озвучить ее чтение музыкой.
Специалисты и знатоки дали Савощик сведения - какие строки Ахматовой относятся к Гумилеву и наоборот. Наталья Савощик строго отбирала среди предложенных мною мелодий.
У нас был сценарий – на каком слове я вступаю с музыкой, как это звучит, она придумала сильный режиссерский ход.
Когда выбранная мелодия завершалась, звучание останавливалось на последней ноте и продолжало звучать, как бы застывая, создавая иллюзию миража и транса.
Мы сделали композицию по «Реквиему» Ахматовой.
Иногда слияние стихов и музыки было просто гипнотическим - грозная 6-я прелюдия Рахманинова накалялась гневом, это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад…
Звезды смерти стояли над нами…
Второй раз русские стихи накалены таким гневом после проклятья Лермонтова в стихах «На смерть Пушкина»:
И вы не смоете всей
Вашей черной кровью
поэта праведную кровь…
Многие строки с голосом Савощик теперь звучат в моей памяти, они слились с мелодиями, которыми я озвучил эти строки:
… И серебряный месяц ярко
над серебряным веком плыл…
… все души милых на высоких звездах.
Как хорошо, что некого терять…
Расширяющаяся на весь мир тема из 6-й симфонии Чайковского слилась с финалом Реквиема Ахматовой:
..затем что и в смерти блаженной боюсь
забыть громыхание черных марусь …
и выла старуха как раненый зверь…
Слова «что в этом доме жило кроме нас…» сплелись с шелестящими шагами будущей опасности из медленной части 7-й симфонии Бетховена.
Строки из стихотворения «Любовь»:
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке" -
слились с «Рондо Каприччиозо» Сен-Санса.
В стихотворении «Волк» Гумилев описал умирающего воина, которого ранила женщина-воин. К раненому уже подбирается волк – это драматическая обида на женщину слилась со жгучей темой 3-й сонаты Шопена. Ее хорошо осветила строка Пастернака:
Шопена траурная фраза
вплывает как больной орел.
Меня поразила поэма Ахматовой «У моря». Ей было 19 лет, это было начало, и в этой поэме она полностью предсказала, что произошло с ее мужем и сыном. Она, конечно, многое ВЕДАЛА. Часто предсказывала судьбу людей – так она сказала после начала травли Бродского: какую карьеру готовят Рыжему, – она предсказывала Нобелевскую премию затравленному поэту.
Мы исполняли целый год эти композиции в музеях Ахматовой и в разных залах.
Это был мир мелодекламации. Я многому научился.
Савощик все больше превращалась в Анну Андреевну.
Однажды мы были в каком-то театре, и руководитель стал иронично объяснять, что теперь не так надо читать стихи. И это он сказал двум мастерам, как я теперь понимаю. Я в гневе спросил:
- А Как Вам Музычка понравилась?!!! - и я услышал виолончельный благородный голос Анны Андреевны Савощик:
– Владимир Михайлович, не надо на это обращать внимание.
- Не надо отвечать на нелепые насмешки, - сказала мне Ахматова, и я это запомнил надолго.
Эти строки часто звучат в памяти так же, как слова Бродского:
Опирая на ладони свой висок
ВЫ НАПИШЕТЕ О НАС НАИСКОСОК.
Я выступал в передачах Савощик, мы даже делали передачу о Бетховене, и я потерял страх выступлений.
После таких строк о чем еще можно написать?
Подарю Вам строку Ахматовой:
ПРИВОЛЬЕМ ПАХНЕТ ДИКИЙ МЕД…
Поэтому Я оставляю пока рассказы и буду заниматься исполнением музыки.
До свиданья читатель. Приходи на концерты в доме композитора. Да будет твоя жизнь гармонична, как строка Ахматовой.
Доброго времени суток, Иван Иванович! Спасибо за интереснейшие материалы и за всю Вашу, без сомнения, полезную просветительскую деятельность!
В связи с публикациями материалов уважаемого Владимира Элькина, сто лет ему жизни, появился вопрос: насколько целесообразно прослушивание программ Элькина детьми до года (ну и после) в "фоновом режиме"? Мне кажется серьезная оркестровая музыка тяжеловата в этом плане. Как думаете? Думаю эффект от программ Владимира Моисеевича ожидаем, но имеет ли смысл прямо с младенчества? Ваше мнение крайне интересно. Спасибо!
Здравствуйте!
По-моему, БЛАЖЕНСТВО и ГОЛОС АНГЕЛА можно в любом возрасте слушать. Есть ещё у Элькина диски специально для детей, но я их ещё не обработал, чтобы выложить на файлообменник.
Спасибо за прекрасные стихи! Сама статья звучит, как поэма. И счастье, что можно купить сборник Ахматовой и Гумилева, запросто зайдя в книжный магазин, а не вырезая из журнала "Огонек" несколько стихотворений или радоваться привезенному друзьями из-за границы маленькому томику Ахматовой, в котором каждое стихотворение было на русском и немецком. А что касается классики для малышей - сейчас можно найти в обработке записи разных композиторов. Но на мой взгляд, очень легкая музыка Моцарта. По крайней мере, сын в раннем детстве ее прекрасно воспринимал. Впрочем, и не только Моцарта. Пробуйте, ребенок сам выберет. У детей со вкусом все в порядке. Они слышат сердцем.
Спасибо за статью. Вразумительно написать, что именно понравилось как-то сразу не получается, да и не хочется все раскладывать по полочкам. Ну вот просто нравится!
Доброго времени суток, Иван Иванович! Спасибо за интереснейшие материалы и за всю Вашу, без сомнения, полезную просветительскую деятельность!
В связи с публикациями материалов уважаемого Владимира Элькина, сто лет ему жизни, появился вопрос: насколько целесообразно прослушивание программ Элькина детьми до года (ну и после) в "фоновом режиме"? Мне кажется серьезная оркестровая музыка тяжеловата в этом плане. Как думаете? Думаю эффект от программ Владимира Моисеевича ожидаем, но имеет ли смысл прямо с младенчества? Ваше мнение крайне интересно. Спасибо!
Здравствуйте!
По-моему, БЛАЖЕНСТВО и ГОЛОС АНГЕЛА можно в любом возрасте слушать. Есть ещё у Элькина диски специально для детей, но я их ещё не обработал, чтобы выложить на файлообменник.
Спасибо за прекрасные стихи! Сама статья звучит, как поэма. И счастье, что можно купить сборник Ахматовой и Гумилева, запросто зайдя в книжный магазин, а не вырезая из журнала "Огонек" несколько стихотворений или радоваться привезенному друзьями из-за границы маленькому томику Ахматовой, в котором каждое стихотворение было на русском и немецком. А что касается классики для малышей - сейчас можно найти в обработке записи разных композиторов. Но на мой взгляд, очень легкая музыка Моцарта. По крайней мере, сын в раннем детстве ее прекрасно воспринимал. Впрочем, и не только Моцарта. Пробуйте, ребенок сам выберет. У детей со вкусом все в порядке. Они слышат сердцем.
.....удивительный и прекрасный отрезок жизни двух ННАСТОЯЩИХ ЛЮДЕЙ! Это звучит как камертон для всех нас! Надо творить и жить счастливо!
Спасибо...
Замечательные варианты окончания встреч творческих людей. Обязательно возьму на вооружение.
Спасибо за статью. Вразумительно написать, что именно понравилось как-то сразу не получается, да и не хочется все раскладывать по полочкам. Ну вот просто нравится!
Отправить комментарий