ПОМОГИ НАМ, МОЦАРТ
(ТОЛЬКО МОЦАРТ)
Это рассказ о том ,как я обращался к великому Вольфгангу с просьбой помочь страждущим.
Название выплыло из поразившей меня фразы Гуно. Молодой Гуно обуреваемый прекрасными мелодиями и своим даром, сказал в 20 лет фразу:
- Только я.
В 25 лет он стал немного скромнее, и говорил:
– Я и Моцарт.
В 30 лет он говорил определенно:
– ТОЛЬКО МОЦАРТ.
Переписчики нот переписали все, написал Вольфганг. Посмотрели, сколько на это ушло времени. Получалось, что ему некогда было сочинять, непонятно, когда он успел все это просто записать.
- Он дирижировал одной увертюрой, и в это время сочинял другую.
- Он видел симфонию, как яблоко лежащее на ладони.
- В 10 лет он стал академиком музыки.
Я немного испугался, послушав его оперу. Это была прекрасная опера полного сил Моцарта, но написана-то она была 10 ЛЕТНИМ МАЛЬЧИКОМ.
Люди жадно всматриваются в личность Моцарта, а я решил больше смотреть на его музыку.
Необозримые мелодии Моцарта поражали своим сказочным обаянием и своим обилием. Это 600 часов музыки.
Он говорит о музыкальных идиотах. Он пишет:
- Я написал концерт, длинноухие будут довольны непонятно почему.
Очевидно, все мы по сравнению с ним заполняем эти категории.
Я стал слушать 27 концертов Моцарта. И слушал их 2 года. Затем я нашел все поразившие меня фрагменты и записал кассету – выборку этих мелодий на фоне пенья птиц. Назвал эту кассету для себя Моцарт в птичьем гаме.
Моцарт любил птиц. Дома у него были клетки с канарейками, его любимый персонаж – человек-птица Папагено. И сам он не только был похож на птицу, а просто был большой веселой поющей птицей, посланной к нам из высших и доброжелательных к нам сфер для удовольствия и подбадривания.
К моему огорчению Я увидел что, несмотря на гениальность, это музыка иного века – молодежь встречала эти мелодии без восторга даже в звучаниях ансамбля «Свингл сигнгерс», который я очень любил .
Это другой век. Оказалось, что проходили толщу времени без каких-то оговорок токатта ре минор Баха, шутка База, к этим двум произведениям и сводится имя «Бах» для многих, и слава Богу, что хоть эти шедевры проникают в тусклый мозг нашего современника. Проходит без оговорок Концерт ля минор Вивальди в обработке Баха, а у него был отличный вкус, и «Лунная» Бетховена.
Я стал искать ясные, проникающие мелодии, которые оказали очевидное воздействие в моих наблюдениях. Особенно хорош был 11 концерт, где Моцарт с отцом и сестрой играли на 3 роялях. Каждый играл по нотке, но получалось нечто очаровательное и лучезарное.
Непререкаемое влияние оказывала на слушателей и страдающих людей короткая фантазия ре минор. Она очень пронзительна по драматической выразительности, Моцарт жалуется на кратковременность нашей жизни. Музыка искренняя и трагическая, а потом вся эта трагедия рассеивается в одну секунду, и Моцарт внезапно разражается смехом.
Он умел смеяться, как и Пушкин, который очень ему сочувствовал. И поэтому сочувственно и личностно изобразил. Эти два гениальных и безалаберных близнеца как гигантские дети гении - Гаргантюа и Пантагрюэль.
Они враждовали с суровыми строгими правильными отцами. Моцарт много тратил, он заработал потоки денег, но все их благополучно обнулил. Он мог танцевать с Констанцией, чтобы согреться, и тратить на пирушки с друзьями заработанное в бесчисленных поездках.
Однажды Моцарт написал ноты, где мелодия была вверху клавиатуры, в самом низу, да еще и в середине.
- Как это исполнять? - спросил в недоумении друг Гайдн.
- Носом! - ответил жизнерадостный Вольфганг, и показал, как это делается.
Друзья Пушкина писали о его заразительном смехе. Очевидно, так же хохотал и Моцарт.
Я нашел сценку из жизни Пушкина, роднящую его с личностью Моцарта.
Он едет в лодке с отцом к Петропавловской через Неву, только что прошел лед. Повеса Пушкин вынимает золотую монету, любуется ей и кидает в воду Невы, чтобы полюбоваться ее сверканием, поражая отца до оторопи.
Ключом к хохочущему «Турецкому маршу» Моцарта могли быть слова Пушкина:
- Мальчишек радостный народ.
Этот Марш - отражение смеха венцев над парадами в турецком посольстве Вены. Смешливые венцы наслаждались обликом турок, и веселились от души. Тайна этой музыки открывается, если сыграть ее медленно – это трагическая мелодия нестерпимой красоты, но в быстром темпе она радостно лучезарна. Это что-то, похожее на смех у Чаплина.
Важно, что дети очень любят три мелодии:
- «В пещере горного короля» – это просто любимая детская страшилка.
- «К Элизе», которая любима детьми и поразительно гармонизирует энцефалограмму у детей.
- И, наконец, «Турецкий марш», дети после него пьянеют и управу на них уже не найти, ведь пульс у нормального ребенка 120.
Наконец, после бесчисленных микроэкспериментов, удалось найти благословенные мелодии воздействия
Я впервые попробовал этот блок в работе с маленьким мальчиком, которого называли Чижик-пыжик, он был славный, тянулся к музыке. У него было якобы отставание в развитии. В этот мир его принимали с помощью щипцов. Он очень любил мелодию «Шербургские зонтики», и требовал обучить его этой мелодии, что и было сделано.
Во время групповых сеансов я делал его дирижером, а когда в конце сеанса полагалось создать ему триумф, то им обычно потрясал в воздухе, как дирижерской палочкой, великовозрастный громадный участник действа.
Я готовил музыку для повышения умственных способностей. У детей, да и, прежде всего, своих я иногда чувствовал ослабления мощи интеллекта. Во-первых, он явно уступал признанным образцам, и, кроме того, он иногда явно тускнел, как говаривал О`Генри, стал забывать имена великих русских адмиралов.
Чтобы создать такой блок музыки, я выбрал ясные и светлые мелодии Баха, Моцарта и Бетховена в тональностях фа, до и соль-мажор, связанных с выбором зеленого цвета. Эти три тональности ясные и спокойные. Они аналог зеленого цвета.
Люди, желающие зеленый цвет, предпочитают их. Люди с отрицанием зеленого цвета не принимают их. Если нам удается сделать так, чтобы человек принял мелодии этих аккордов, человек НАЧИНАЕТ ПРИНИМАТЬ ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ, а это важно для умственного потенциала. Этот цвет хорошо влияет на умственный потенциал.
Все эти найденные мелодии однажды я и сыграл для Чижика-пыжика. Никто не пришел на занятия, а Чижик-пыжик и его прекрасная мама пришли. Я играл ему три часа, и мама сказала, что с ним потом явно произошли положительные изменения. В садике сказали, что поумнел, рассказывала мне мама, что меня очень порадовало. Вот они, никому не ведомые триумфы музыкотерапевта.
Мы не блистаем в залах, но попробуй сыграть спид-больным «Лунную», чтобы они были в экстазе.
Поиграй-ка, милый, отсталому ребенку, чтобы он ИЗМЕНИЛСЯ К ЛУЧШЕМУ. Это тебе не блистать в залах.
Мама потом вызвала у меня чувство огорчения за державу – она писала письма с желанием найти милого вне нашей страны. Это было в разгар перестройки, и жить простым людям стало очень плохо.
Она рассказывала, что увидев ее фото, интересанты с Запада сразу заявляли, что очень любят Чехова, Горького и вообще русскую культуру. Она показала мне письма индуса и американца, а я испытал состояние «за державу обидно», когда красавицы уезжают. Потом она исчезла, и я не знаю, что было с ними дальше.
Чижик-пыжик, где ты, как ты, отзовись, милый...
Есть данные, что музыка Моцарта повышает умственный потенциал, даже если ОНА НЕ НРАВИТСЯ.
Все это называется «феномен Моцарта». Некоторые его высмеивают, а кто-то верит. Очень хочется в это верить, тем более, что я создал диск «Моцарт. Утро и Солнце» именно с целью повлиять на детей в садике для отстающих детей. Я познакомился с преподавательницей в таком саду, создал этот диск и даже подарил для этой благородной цели магнитофон, но моя коллега оказалась обладательницей тяжелого характера, мы с ней поссорились, и мой замысел рухнул. Я не добрался до отсталых детей со свои магнитофоном и диском Моцарта «Утро и Солнце».
Я его создавал в течение трех лет. В нем, в частности, я использовал мелодию концерта для скрипки Моцарта, с помощью которого гениальный Музыкотерапевт Томатис помог страдающему заиканием молодому артисту, тот, по его словам, заикался каждое шестое слово. После работы с Томатисом и прослушивания Моцарта мы получили современного гения кино. Он, правда, иногда выпивает, и сам выращивает виноград, но никогда не заикается. Это Депардье, живой триумф музыкотераии.
Кроме того, Томатис открыл слух эмбриона. Он доказал, что лучше воспринимается звучание левым ухом.
Он записал:
– Мы поставили концерт Моцарта и на дорожке сада появилась крупная рогатая лягушка послушать прекрасные звуки. Она повернулась к Моцарту левым ухом, так лучше слышно.
Если рогатые лягушки неравнодушны к Моцарту, то наши люди просто обязаны испытать свой шанс, и заслуживают сделать это.
В итоге мучительно долго, в сотнях экспериментов с мелодиями Моцарта, я убедился, что «феномен Моцарта» существует и работает на благо. А свой диск я назвал «Моцарт. Утро и Солнце», потому есть и трагический Моцарт.
В диск я вложил поразительной красоты мелодию концерта для кларнета, играет ее великий Бени Гудмен, и знающие джазмены спорили со мной, что такой записи не существует. Но в ней Бенни Гудмен не импровизирует джаз, а просто играет Моцарта, как славный, достойный и любящий Моцарта Мастер.
В итоге прослушивания 27 концертов Моцарта в течение двух лет я обратил внимание на 17 концерт. Он, слава Богу, мало известен и прекрасен. Многие видят игру воды, я прошу закрыть глаза и подирижировать в воображении этом концертом, это тем более почетно, что за роялем сидит Иоганн Вольганг Готлиб Амадеус Хризостом Моцарт, так его полностью называли. Я наблюдал счастливые лица слушателей, которые приняли игру. Они дирижировали или превращались в разные инструменты. Или становились частью природы, или просто слушали прекрасный концерт с гениальными пассажами маэстро.
- Не прекращайте усилий, маэстро, - говорим мы ему вместе с Окуджавой. Правда, в нашем случае он играет не на маленькой скрипке, а на фортепиано.
Вторым итогом работы с Моцартом и выявлением действующих мелодий стало занимательное Действо - МЕДИТАЦИЯ МОЦАРТ И ГУРДЖИЕВ
Какой-то музыкант сравнивал музыку Битлов и мелодии Шуберта. Я понял, что мелодии Битлов, красочные и простодушные. Поэтому я соединил композицию из мелодий Моцарта с музыкой Битлз из «Жёлтой подводной лодки». Моцартовское дарование Битлз стало еще очевиднее. Эта музыка не враждовала с мелодиями Моцарта, а составила единое целое.
Я предложил слушать это, вспоминая медитацию Гурджиева.
…Все мы дети солнца и не что иное, как фрагменты солнечного цвета в разном сочетании.
Гурджиев предлагает представить зеленое поле, траву, на которой мы в июне стоим босиком и видим синее небо. Солнце пока спрятано за маленьким перистым облачком, но это не беда - вот край перистого облачка начинает светиться, появляется солнечный каравай, его сияющий край, и вот на нас ХЛЫНУЛИ солнечные лучи.
Мы принимаем столько солнечной энергии, сколько нам надо, а лишнее стряхиваем.
Медитация Гурджиева закончена.
Я часто играю ее моим слушателям. Солнечные Моцарт и битлы достигают разума и подсознания слушателя, мелодии 11 концерта и арии «Царица ночи», тема Божественной алиллуйи, мелодия Папагено и божественной арии. Сердце волнует жаркая кровь.
Любимые и действенные фразы заветного концерта… Все эти проверенные и любимые мной мелодии Моцарта, весь музыкальный поток сливается с ослепительной мелодией Битлов, и они не спорят с Моцартом.
Слова Гурджиева предлагается вспомнить, слушая мелодии Моцарта.
Примет человек эту музыку или нет - это его проблемы. Вернее сказать так - удостоит ли Моцарт гармонизировать этого человека или нет, зависит только от этого человека. Он имеет возможность использовать свой шанс, а наша компания Моцарт, Битлз, Гурджиев и исполнитель композиции дядя Вова осуществили свое моцартовское послание.
- Я сделал что мог, кто может - пусть сделает больше, - это я украл слова Мюссе, потому что они хорошо звучат.
Владимир Михайлович Элькин.
Опубликовано 11 июня 2011 г.
примет человек эту музыку или нет-это его проблемы.сознательно может и нет ,но в подсознании музыка великого моцарта свой след оставит
Безусловно!!!!!
Под медитацию хорошо подходит В. А. Моцарт - Соната для флейты и клавесина си бемоль мажор. Эффект крут. СПАСИБО автору статьи, автору медитации и Моцарту!
Не совсем понял статью...
Очень и очень актуальная статья. Живая, интересная и правдивая.
СПАСИБО!!!
Но и возникли вопросы:
- Как для конкретного человека с конкретными нуждами подбирать произведения или отрывки?
- Моцарт, безусловно, хорош сам по себе. Но в статье описываются "симбиозные" варианты (Моцарт+птицы, Моцарт+Битлз,...). Они усиливают воздействие? Где их можно услышать?
Жду развития темы.
Возможно, что помогут вопросы самому себе: "Кто я? Экстраверт или интраверт? Визуал,аудиал или кинестетик? Холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник? Рационал или иррационал?Каково мое телосложение? Какая музыка нравится лично мне? Сколько времени я могу сосредоточенно слушать классическое произведение?" Ведь композиторы тоже сочиняли ту музыку, которую им диктовал, в частности, их собственный темперамент. Музыка меланхолика Чайковского отличается от музыки флегматика Глазунова или Брамса, и поэтому восприимчивость к ней может быть иной у слушателя-холерика или сангвиника.А если трудно разобраться в себе,то самый раз это начать.Увлекательнейшее занятие, сопровождающееся порой неожиданными открытиями..Ну, и, разумеется, если сосредоточеность на слушании классической музыки невысокая, начинать предпочтительно с которких, несложных фрагментов, постепенно увеличивая сложность произведения и его длительность. Исходить важно только из самого себя, так как одному человеку предпочтительнее сочетание Моцарта и птиц, другому - Моцарта и Битлз, третьему - только Моцарт, четвертому - Моцарт и шум ручья, или созерцание картин природы- парящего в вышине орла, возвышающейся величественной скалы, резвящаяся в горном ручье форель..
Несколько лет с интересом читаю рассылку И.И. Полонейчика, и продолжаю находить в ней интересную и полезную для себя информацию! Спасибо Вам большое! Сегодня –какой неожиданный и приятный сюрприз! - обнаружила на Вашем сайте статью д-ра Элькина. Спасибо вдвойне! Очень удачную аудиокассету с его «Музыкальной терапией» приобрела несколько лет назад, случайно обнаружив возможность ее заказа в интернете, так как было интересно узнать, какие именно образцы музыки были отобраны из достаточно большого классического наследия).
Маленькое замечание: подбирать музыку для прослушивания с терапевтической целью необходимо чрезвычайно тщательно. При этом важно учитывать, кроме структуры личности человека, его расы, страны, в которой он вырос, а также – семьи, в которой он родился, и тот факт, что у каждого – очень индивидуальный опыт соприкосновения с классической музыкой и с музыкой Моцарта, в частности. Потому что этот опыт зависит от очень многих факторов: от личного опыта слушания классической европейской музыки конкретным человеком, от наличия или отсутствия определенного уровня развития музыкального слуха, от возраста, от профессии, от уровня интеллектуального развития, от того, какую музыку приходилось слышать в детстве, от того, вырос ли человек в деревне или в городе, от того, посещал ли он (или не посещал) музыкальную школу, училище, консерваторию, от личных предпочтений (одному человеку может больше нравиться хоровая музыка, другому – симфоническая, третьему – народные песни, четвертому – симфоническая музыка). То же касается и предпочтений стиля (восточная музыка, европейская музыка и в ее пределах: музыка различных стилей, различных композиторов, различных эпох).
В последнее время наблюдается тенденция повального увлечения музыкальной терапией, когда в качестве медитативной музыки сплошь и рядом предлагаются преимущественно только образцы тибетской, индийской музыки. У меня иное мнение по этому вопросу. Убеждена, что благотворнее всего влияет на человека музыка «его» континета. То есть, для европейца – европейская музыка, для африканца – африканская музыка, для представителя народов Азии – конкретные образцы музыки его страны.
В музыкальной школе, где я работаю, учащиеся, обучающиеся музыке, разделены на три категории: «А» (получающие начальное музыкальное образование), «В» (особо одаренные учащиеся, ориентированные на выбор пути профессионального музыканта) и «С» (дети с когнитивными и некоторыми другими расстройствами, отклонениями в развитии. В частности, аутисты. Эти дети обучаются классической музыке в пределах музыкальной терапии).
С интересом ожидаю продолжение статьи М. Элькина!
Браво, Лаура!
Cпасибо ВАМ, что затронули такую важную тему! Диск "Моцарт.Утро и Солнце" меня также интересует, так как есть положительный личный опыт использования музыки Моцарта и Баха в достаточно трудный период жизни. Музыкальные фрагменты для аудиокассеты отбирались на основании личных предпочтений и составили фон, на который собственным голосом были записаны некоторые из "Божественных настроев" Сытина, текст самовнушения "Круги внимания", фрагменты текста из книги Саймонтонов. И вот эти записи регулярно прослушивались трижды в день, во время прогулки на природе приблизительно в течении полугода. Этому можно верить или нет, тем не менее, ситуация изменилась в положительную сторону. Положительное влияние определенной классической музыки на тело и Душу человека очевидно.И замечено это было не сегодня. Некогда в Древней Греции даже избрание на должность мэра города, - говоря современным языком,- происходило с учетом факта, умеет ли человек играть на каком-либо музыкальном инструменте. Нынче некоторые ученые, исследующие влияние классической музыки на человека, предлагают, чтобы в будущем каждый ребенок с первого класса обучался игре на каком-либо музыкальном инструменте. Реально ли это? И когда наступит такой уровень развития человеческого общества? Возможно, что это зависит от сегодняшнего дня (и в значитeльной степени и от всех нас)?
Во второй половине 20-го века психолог Пол Экман выявил шесть основных лицевых реакций, которые одинаковы для всех людей на земле (исследования проводились и на африканском континенте). Лицевые реакции, это результат деятельности мозга. Может быть некоторые образцы классической музыки воздействуют на мозг человека независимо от его расы, наличия музыкального образования и других причин, перечисленных Вами?
Спасибо большое, Елена, что Вы затронули важную и очень интересную тему : действительно, при том, что все люди - очень разные, они во многом похожи – в жилах всех людей течет кровь, человеческое тело, независимо от расы, состоит из костей, мышц, органов, нервной системы, и, как показал Пол Экман, есть 6 основных лицевых реакций , которые тоже одинаковы для всех людей на земле. Это - значительное открытие выдающегося американского психолога. К тому же, Экман посвятил изучению теории лжи более 30 лет и является одним из лучших специалистов в этой области. Поэтому его услугами пользуются и политики, и предприниматели, и полиция, и ФБР.
Да, человек устроен так, что он эмоционально откликается на любую музыку – от танцев африканских кочевников до атональной музыки Шенберга или китайской классической музыки, потому что любая музыка при внимательном ее прослушивании, при полном и глубоком сосредоточении на слышимом, вводит человека в измененное состояние сознания независимо от его расы, наличия музыкального образования (другой вопрос, что качество эмоциональных реакций при прослушивании этих отрывков будут разным, и КАЧЕСТВО влияния этих отрывков на человека, в зависимости от его расы, уровня развития личности и т.д.(см. комментарий выше) будет разным . Постараюсь изложить свой субъективный взгляд, почему непременно важно учитывать и уровень развития личности человека, его опыт соприкосновения именно с классической музыкой. Потому что подсознательный анализ кода музыкального языка происходит совершенно по-разному у разных людей. Впрочем, так происходит и в живописи: влияние одной и той же картины совершенно различно в случае дилетанта или в случае живописца, получившего профессиональное образование и умеющего, например, различать гораздо больше оттенков одного цвета. Рассмотрим другой пример, науку: текст из области высшей математики, посвященный, например, сложной проблеме топологии, воспринимается и влияет совершенно по-разному на людей, разбирающихся в этом профессионально, и людей, не имеющими познаний в этой области. Это ни хорошо, ни плохо. И просто говорит о том, что глубина восприятия, качество влияния любого вида сложной инфорации весьма зависит от опыта соприкосновения человека с ней. И этот опыт повышения уровня и качества понимания можно до определенной степени развить, иногда – до очень высокого уровня. (Чему мы все и учимся, постигая, например, музыкальный язык европейца, Моцарта). Это очень важно!
А если говорить именно о терапевтическом, корректирующем, развивающем и исцеляющем влиянии музыки (тут очень важнен и медицинский акпект, о котором подробнее может рассказать, например, специалист в области психиатрии), то качество влияния родной европейской музыки и, в частности, особенностей национального мелодизма на человека будет гораздо выше. Почему же в некоторых случаях мы, кроме слова, обращаемся и к музыке? И почему, изучив музыку Моцарта даже на очень высоком уровне, важно при использовании в терапевтических и развивающих целях учитывать и весьма сильное влияние на человека мелодизма его национальной музыки, иногда даже более сильное, чем родная речь?
Известно, что язык, как средство общения внутри определенной общности, как некий универсальный код, претерпевает за многие столетия своей истории немалые изменения. Одни слова выходят из употребления, другие слова, заимствованные из соседних языков, из диалектов, временно входят в обиход. Нет ничего удивительного, что в славянских языках много тюркизмов, в тюркских – много славянизмов – все это отражает исторические процессы миграции населения в древние времена. И в этом процессе все настолько взаимосвязано, что порою именно это обстоятельство служит причиной возникающих время от времени споров политиков и историков о том, какая нация может считаться господствующей в том или ином регионе, нередко приводя к обострению межнациональных отношений и даже войн. Несколько иначе обстоит дело с национальной музыкой. С одной стороны, вся музыка, как таковая, обладает универсальным языком, опирающимся на законы мировой гармонии. Этот язык понятен в той или иной степени каждому слушателю в зависимости от его подготовленности и опыта слушания музыки. Поэтому и глубина влияния, качество влияния музыки на каждого человека будет совершенно разным. С другой стороны, особенности музыкального языка каждой нации являются очень конкретными, общепризнанными и разработанными в деталях. И, как и в случае разговорного языка, музыка отражает даже различные диалекты в разных районах и пределах одной области. Поэтому музыка каждой нации, (и народная, и классическая) – это уникальный штрих-код не только определенного языка, но и определенного музыкального мышления, определенных традиций ритма, интонаций и попевок. И если практически невозможно определить национальную принадлежность разных образцов письменности того или иного народа при переводе их на другой язык (если исключить при этом из текста упоминание географических названий , личных имен и исторических сведений ), то попытка приписать образец национального музыкального мышления иному происхождению тут бессмысленна. Текст вокального музыкального произведения, будучи переведен на любой язык, никак не влияет на интонационную структуру сложившегося ннационального музыкального мышления. Поэтому народная инструментальная музыка или песня, сохраняя свои национальные особенности, в любом случае узнаваема, и определяется слушателем как «своя», «знакомая», «наша» или «не наша», или «чужая». Если взять некий текст народной песни – русской или украинской, белорусской,– и подставить его под совпадающие по числу слогов различные образцы народной музыки – армянской, литовской, хорватской, румынской, чешской, польской, венгерской, французской, немецкой, и тд, то в любом случае слушатель (русский, украинец или белорус) определит эту песню как «не свою», благодаря ярко выраженным в этом отрывке чертам национального мелодизма, отражающего особенности того или иного национального музыкального мышления, особенности строения языка и даже особенности текстового и смыслового ударения. Следовательно, терапевтическое влияние «своей» музыки будет сильнее. При этом, чем выше уровень развития личности человека, чем больше у него возможностей развиваться и в языковом отношении, тем больше он использует эти возможности, тем больше его интерес к другим языкам. А чем больше языков человек знает (желательно, на хорошом рабочем уровне), тем выше качество влияния на него соответствующей национальной музыки. Повторяю, это – всего лишь субъективный взгляд и опыт..
Спасибо огромное. Очень интересная статья. Распечатаю, чтобы перечитать не с экрана, а "с карандашиком". Попробую найти книгу (может быть у нас в Новосибирске есть). И буду дальше собирать музыкальную коллекцию классической музыки. Проверю "зелёную" музыку на себе, а потом буду включать её на переменах в своём учебном классе. Ещё раз спасибо.
Спасибо большое! Сама статья как музыка - какой слог, построение фраз! К сожалению, это сейчас такая редкость.
Подскажите, как (где) можно приобрести диск «Моцарт. Утро и Солнце», а также другие диски с музыкой терапевтического воздействия Моцарта?
Спасибо.
Классные диски с музыкой! А где их заказать можно?
Здравствуйте!
Я переговорю сегодня-завтра с Элькиным. На своих семинарах он их точно продаёт. Попробую организовать процесс. Сообщу в рассылке.
Спасибо за понимание!
Очень заинтересованы в дисках. Ждем информацию.
Совершенно согласна с Татьяной - язык статьи звучит как музыка, её нельзя просто принять к сведению, она пробуждает интерес и побуждает к размышлению. Большое спасибо автору и Ивану Ивановичу, который доносит до нас, своих подписчиков, такую нужную информацию.
Отправить комментарий